Храм свт. Николая в ТОПБ

Домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца при Томской психиатрической больнице (1908 г.)

 Храм свт. Николая в ТПБ

История строительства

 После присоединения к России Сибирь стала местом ссылки, как уголовной, так и политической. Появившихся среди сибиряков «сумасбродных» ссыльных помещали в монастыри. В середине XVIII столетия сибирский губернатор Чичерин доносил в Сенат, что монастыри не в состоянии вместить растущее количество умалишенных. В свою очередь Сенат 1 июля 1768 года постановил: «Требовать, чтобы Синод благоволил разрешить в Сибирской губернии помещать помешанных, не имеющих своего пропитания, в монастыри, где нет полного штата монахов. Ибо Сенат к преподанию таким несчастным страдающим людям помощи ближе сего способа не усматривает».

Однако психиатрическая помощь стала необходима не только ссыльным, но и местным жителям Томска, страдавшим от пьянства.

По свидетельству лейб-медика И.Ф.Рюля, в 1839 году в Томской губернии было зарегистрировано 319 больных «бешенством, помешательством, полоумных от рождения или вследствие расстройства умственных сил, страдающих падучей или совокупно с оной». Из них психически больными были 81 человек, врожденно слабоумных – 95, больных эпилепсией 143. Таким образом, болезненность составляла 0,96 на 1000 человек населения. Ввиду полного отсутствия каких-либо психиатрических учреждений, эти больные были предоставлены самим себе.

В 1852 году в Сибири стали строить при городских больницах дома для умалишенных, но содержание в них психически больных не отвечало самым элементарным санитарно-гигиеническим требованиям: в тесных и душных помещениях больные были закованы в цепи, содержались в клетках, привязывались веревками к кроватям. Первый сибирский психиатр В.А.Брянцев, описывая дом для умалишенных в Красноярске, горестно восклицал: «Любой больной, прикованный на цепь где-нибудь в деревне, в клетке, должен, пожалуй, считать себя счастливым, что не попал в руки современных люциферов – блюстителей Красноярского дома для душевнобольных».

Решение о строительстве в городе Томске окружной лечебницы определялось не только лечебными целями, но и необходимостью обеспечить изоляцию и содержание больных, находящихся под судом и следствием. В Сибири, как месте ссылки, сосредоточились наиболее опасные уголовные преступники, у части которых долгие годы тюремного заключения и этапов наложили отпечаток на духовную жизнь. Из таких элементов группировался состав криминальных больных.

психолечебница

Закладка долгожданной лечебницы, расположенной в семи верстах от города в Сосновом бору Кузовлевской дачи произошла 23 июня 1903 года в час дня в присутствии управляющего губернией В.И.Владыкина, православного духовенства и представителей разных ведомств.

В составе комплекса зданий крупнейшей в России Томской окружной психиатрической лечебницы, сооруженной по проекту архитекторов Я.В.Кривцова (строителя Виленской, Вииницкой, Московской окружных лечебниц), была устроена и освященная 21 декабря 1908 года Преосвященным Макарием (Невским) домовая церковь во имя Свт. Николая Чудотворца.

Духовенство

Первым священником церкви был назначен бывший настоятель церкви Томского губернского тюремного замка, выпускник Томской Духовной Семинарии, протоиерей Иоанн Островзоров, служивший в церкви до самой кончины в 1915 году.

Вторым настоятелем церкви стал священник Владимир Михайлович Григорьев, до этого состоявший в 1915-1916 годах дьяконом при походном храме ставки Верховного Главнокомандующего Русской Армией Императора Николая II в городе Могилеве и служивший вместе с протопресвитером Армии и Флота отцом Георгием Шавельским. У протопресвитера Георгия и диакона Владимира в походном храме причащался Государь Император и генералитет Русской Армии.

 

никольская психолечебница 2

Закрытие церкви

В 1920 году в ответ на постановление Томского Уревкома № 102 от 20 апреля о повсеместном закрытии всех домовых церквей, собравшаяся 25 апреля конференция врачей Томской окружной психиатрической лечебницы обратилась в Уревком с ходатайством о сохранении своей больничной церкви: «Посещение церкви душевно-больными желательно и, в значительной степени, необходимо на том основании, что религиозное чувство, как одна из эмоций, свойственных психике человека, поддерживается у душевно-больных именно церковной службой и молитвой в храме; лишение этого средства воздействия на больную психику поведет лишь к большему ее отупению и распаду. В этом случае церковь и молитва в ней являются лечебным, психотерапевтическим приемом по отношению к душевно-больным. Потребность в церковной молитве служит показателем того, что психика у душевно-больного еще не угасла, и было бы тяжело лишать лечебницу этого средства поддержать известный тонус, напряжение распадающейся психики у тех больных, которые находятся на попечении лечебницы. Кроме того, отказ в посещении храма лишает больных удовлетворения тех нужд, которых иным путем удовлетворить невозможно: в серой, безрадостной, казарменной жизни обитателей больничных палат посещение церкви составляет событие, которого ждут, которого домогаются… Кроме того, служащие лечебницы, работающие в той же кошмарной среде, какую составляют в общей своей массе душевно-больные, нуждаются в церкви, как средстве религиозного удовлетворения, потребность в котором у них, может быть, в силу условий их службы, выше, чем у людей, работающих в иных условиях.

Часть служащих сорганизовалась в приходскую общину, и таким образом, желание администрации лечебницы и прихожан церкви сводится к тому, чтобы Ревком, приняв во внимание всю совокупность местных условий, признал церковь Томской Окружной Лечебницы приходской, т.е. не подлежащей закрытию и запрету».

Доводы одиннадцати ведущих докторов были настолько вескими и убедительными, что революционными властями для пациентов и медперсонала психиатрической лечебницы было сделано исключение, и домовая церковь при ней была сохранена.

И даже после того, как в ноябре 1920 года вопреки положительному решению Уревкома о судьбе домовой церкви, она все-таки была закрыта, верующим психиатрической больницы было разрешено несколько лет молиться в деревянной часовне, построенной в 1908 году по проекту инженера А.И.Лангера на территории лечебницы и даже вернуть назад отнятое при закрытии церковное имущество.

В помещении бывшей больничной церкви по инициативе коммунистической ячейки, в которую из 1076 человек персонала вступило лишь 25 канцелярских и младших медицинских работников, разместился клуб. В 1929 году здание закрытой церкви пострадало от сильного пожара, случившегося 13-14 февраля, из-за которого были уничтожены верхняя шатровая часть храма и архитектурное убранство его интерьера, с тех пор так и не восстановленное.

Утрата шатрового завершения церкви в значительной мере снизила образное восприятие комплекса лечебницы: исчез зрительный ориентир ее центрального входа.

С закрытием церкви оказалась утраченной и идейная сторона концепции Томской психолечебницы, построенная на взаимодействии духовных сил Церкви и лечебных средств медицины в деле оказания помощи людям, страждущим расстройством драгоценного дара Божия – разума.

  Известные богомольцы

В 1910 году 1 сентября в Никольском храме (за год до убийства) побывал премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин, приезжавший в Томск для разбирательства дела о злоупотреблениях, допущенных при строительстве Томской окружной психиатрической лечебницы.

В 1934 году некоторое время содержался в Томской психиатрической лечебнице, направленный сюда из алтайских лагерей «дядя Коля» — Епископ Варнава (Беляев). Не раз, проходя ночами по коридорам мимо закрытой Никольской церкви, он молитвенно обращался к Святителю Николаю, своему небесному покровителю. В Томске в период с 1936 по 1948 годы им были написаны автобиографические «Дневники» и два духовных романа «Тайна блудницы» и «Невеста».

В 1950-х годах здесь принудительно содержался другой подвижник благочестия, известный прозорливый старец Афанасий, личность которого освещена в книге «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко)», изданной в 1995 году Троице-Сергиевой Лаврой и открывшей серию книг «Подвижники ХХ столетия».

  Восстановление домовой церкви

hram_1

 

В 1998 году руководство Томской психиатрической больницы впервые пригласило священника освятить здание нового 13-го отделения. Тогда же медперсонал выразил желание вновь открыть при больнице домовую церковь.

В 2003 году в кабинете на первом этаже главного корпуса была оборудована домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, где каждое воскресенье на Литургию собирается много молящихся из числа пациентов психиатрической больницы, медперсонала и местных жителей. Позже Церкви были передано основное помещении храма.

Храмовый праздник: день памяти Свт. Николая Чудотворца – 9 / 22 мая, 6 / 19 декабря.

 

 Настоятель храма — иерей Игорь Ельсуков

Контакты: 634014 г.Томск, ул.Алеутская, д.4,  тел. 8-923-408-5401, e-mail: oigor@mail.ru

Еженедельный график богослужений:

День

Вид богослужений

Время совершения

 

Четверг Акафист свт Николаю 11 – 00
Суббота
Всенощное бдение 17 – 00
Воскресенье Литургия 09 – 00
Молебен 11 — 00

 

При подготовке материалов был использован компакт-диск протоиерея Олега Безруких — «Храмы Томска»

Сайт храма zudotworez.pravorg.ru

Добавить комментарий