Сестричества

llenta_glav— Сестричество святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при «Доме сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Томской епархии

— Православная община сестер милосердия в честь иконы Божией Матери «Умиление» при храме преподобного Серафима Саровского г.Северск.

Сестричество в честь святых Жен-мироносиц при храме иконы Божией Матери Знамение.

+++

Краткий исторический обзор общин сестер милосердия Русской Православной Церкви:

Уход за больными, немощными ещё у первых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные дни и ночи, полные тревог и забот о больном.

Христианская попечительность о больных со времён римского императора Константина Великого (IV век по Р.Х.), поддерживавшего христианскую религию, принимает новый вид – учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.
К ХI веку относится создание во многих городах Западной Европы общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. Упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах.

Так, ХIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В 1617 году во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. В одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составление устава. «Милосердие к ближнему, — говорится в этом уставе, — есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение больных, бедных и всякого рода помощь им.»
«Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.

В последующие годы подобные общества были созданы во многих городах и странах, но история древности сохранила нам много имён великих женщин, которые прославились своим самоотверженным миссионерским служением ближнему, апостолам и Самому Христу. Это евангельские жены-мироносицы: Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна, Мария Клеопова, Саломия, это Мария Магдалина, Марфа и Мария, Тавифа, которая заботилась о вдовах – шила им рубашки и платья.

В России до 1844 года основная помощь, оказываемая женщинами, сводилась к уходу за больными и духовному окормлению всех нуждающихся, (социальная помощь).

С появлением гражданских больниц женский труд стал более востребован. Идея организации систематического ухода за больными специально обученными для этих целей обитательницами Вдовьего дома принадлежит императрице Марии Феодоровне (1759-1828). С этой целью с 1814 года были введены дежурства «сердобольных вдов» в Мариинской больнице для бедных в Санкт-
Петербурге , а с 1818 года в Мариинской больнице в Москве.
К этой деятельности допускались прошедшие испытания и принявшие присягу.

1844 год – начало сестрического движения в России. Основным учреждением стала община сестер милосердия, самобытная, отличная от западной формы сестринского движения. Первые общины создавались на основе частной благотворительности. Многие общины в первые годы существования были межконфессиальными: в них входили на равных правах православные, лютеранки и католички. Первой образцовой епархиальной общиной сестер милосердия была Псковская Иоанно-Ильинская, организованная игуменьей Серпуховского Владычнего монастыря матерью Митрофанией. Участие сестер милосердия в уходе за больными в гражданских больницах и госпиталях (с1863г.) постепенно расширяется. Особое значение имела работа сестер по оказанию помощи раненым во время военных действий (Крымская война, русско-турецкая война). Без активного участия сестер милосердия невозможно было спасти многие жизни воинов. Помимо лечебной работы, сестры осуществляли контроль за деятельностью интендантов.

Общины сестер милосердия по укладу являлись полумонашескими учреждениями. Сестры не были связаны монашескими обетами, но религиозной направленности в их воспитании придавалось первенствующее значение.

Виды помощи, оказываемые сестрами: уход за больными в больницах, госпиталях и на дому, помощь бедным, воспитание детей (при ряде общин имелись сиротские дома, ясли, школы), нравственное и религиозное влияние на всех, с кем они соприкасались. Деятельности общин сестер милосердия была свойственна социальная направленность. В сферу их деятельности включались дети-сироты, старики, неимущие, одинокие женщины, не имеющие кормильца, пострадавшие от войн, эпидемий и стихийных бедствий. Многим сестрам милосердия были свойственны строгая нравственность, христианская любовь и милосердие, трудолюбие и беспрекословное подчинение начальству.

Сестричества этого этапа организованы в определенную структуру: сестра-настоятельница, старшая сестра и подчиненные сестры. За духовной жизнью сестер наблюдает духовник-священник. Профессиональное медицинское обучение было необходимо и при ряде общин создаются школы сестер милосердия и фельдшерские школы с различными сроками обучения.

К началу ХХ века религиозный аспект деятельности общин сестер милосердия уменьшается, в связи с чем и общинная структура изживает себя. Они фактически становятся средними медицинскими учебными заведениями. Для сестер Красного Креста православное вероисповедание признавалось необязательным. Уход за больными становится особой профессией, оторванной от религиозной основы. Уменьшается и роль священника в общинах, в попечительском Совете он является лицом выборным и по решению Совета может быть даже смещен.

Особняком в общей системе сестричества в начале ХХ века стоит деятельность Марфо-Мариинской обители, созданной вел.кн. Елизаветой Феодоровной. Она создала структуру, православно одухотворившую в себе опыт организации и систему милосердной помощи, используемую в западных благотворительных орденах. Уровень системы организации обители был достаточно высок. Сестры воцерковлены и специализированы по послушаниям. Детально разработаны Уставы сестричества и Обители. Разработаны чины посвящения в сестры милосердия. Имеется опытный врач-куратор и, как правило, духовник-священник – штатная единица сестричества, т.е.внутренний строй жизни обители был близок монастырскому. Три раза в неделю сестрам читались лекции по медицине и была медицинская практика в больнице. Кроме того, практиковалось посещение бедных на дому для оказания необходимой адресной помощи хронически больным, брошенным детям, нуждающимся в утешении, нравственной или материальной помощи. Сестры общины также оказывали помощь неизлечимо больным и умирающим, «приготовляли их к христианскому переходу в вечность». Елизавета Феодоровна говорила: « Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность». При обители существовали различные учреждения медицинского, педагогического и социального характера: школы, аптеки, приюты для детей и другие.

Елизавета Феодоровна проводила резкую грань между своей обителью и общинами Красного Креста. Обет, молитвы и церковь в общинах сестер милосердия зависели от личных убеждений начальства и самих сестер. У нее же вся жизнь Обители была устроена по иноческому чину, хотя Обитель не являлась монастырем. Трижды в неделю духовник Обители читал сестрам лекции. Поэтому наряду с оказанием медицинской и социальной помощи сестры Обители проводили катехизацию населения, что также являлось их отличительной чертой. Хотя в традиции русской православной церкви не было диаконис, Елизавета Феодоровна рассматривала свою Обитель, как восстановленную форму церковного служения женщин в православной церкви. На Западе в это время тоже в ряде стран предпринимались попытки возродить деятельность диаконис.

Подвиг служения Елизаветы Феодоровны и сестер её Обители стал примером для создания сестричества в наше время.
Но «советский» этап связан с тотальным гонением на православную церковь, разрушением монастырей, роспуском сестричеств, закрытием богаделен и запретом всех форм благотворительности. Система организации сестричеств милосердия претерпевает существенные изменения. Понятие сестра милосердия исчезает, возникает новое явление — медицинская сестра – лицо женского пола, работающее в системе государственного здравоохранения, освобожденное от каких-либо религиозных обязательств и церковных знаний. Многие из сестер настроены антирелигиозно, атеистически. Отсутствие духовного основания старались возместить выработкой этического кодекса медицинской сестры и преподаванием медицинской этики. Со временем большинство сестер не воцерковлены, к православию агрессивны.

Место и объём женского труда в медицине значительны. Система подготовки медсестёр к будущему служению ограничена только медицинской подготовкой в зависимости от разработанных тарифных сеток (категорий и разрядов).

Во время военных конфликтов России с Японией – у озера Хасан – 1938 год, на реке Халхин-Гол – 1939год, в период войны с Финляндией-1939-1940годы, медицинские сестры проявляли героизм и мужество при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Поистине велик подвиг медицинских сестер в годы Великой Отечественной войны. В рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тысяч врачей, 300 тысяч медсестер и более 500 тысяч сандружинниц. Под огнем врага, рискуя жизнью, они оказывали помощь раненым, выносили их с поля боя. Нельзя забыть о подвиге санитарки Натальи Качуевской. Она находилась в стрелковой роте, ведущей бой. После 12-часового боя было уже 20 раненых. Всех их вместе с оружием вынесла с поля боя хрупкая на вид 19-ти летняя девушка. По пути в медсанбат она заметила группу гитлеровских автоматчиков, оставшихся в нашем тылу. Наташа перенесла всех раненых из повозки в блиндаж, а сама, вооружившись винтовкой и гранатами, укрылась рядом. Когда враги окружили блиндаж, девушка меткими выстрелами убила двух гитлеровцев, но и сама была смертельно ранена. Однако, собрав последние силы, она вставила запалы в несколько гранат и подорвала их в тот момент, когда фашисты подходили к ней.

Опыт Великой Отечественной войны, как и Крымской войны, ещё раз показал, что медицинские сестры в интересах больных и раненых выполняли ряд врачебных функций. Они доказали, что могут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабилитационных мероприятий. Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Они великолепно помогали чисто профессионально, но , видя, как раненые страдают душевно, мучаются духовно, медсестры не могли им помочь, так как были воспитаны атеистами, для которых – религия – опиум для народа. И призыв Иисуса Христа: « Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» был для них непонятен и неприемлем.

Сейчас наступил этап восстановления содержания и целей сестричества, альтернативных форм церковно-медицинской помощи под омофором Русской Православной Церкви. Современный этап начался с бурного возобновления организации братств, сестричеств, роста их численного состава, распределения по больницам и формам деятельности. К 1998 году началось некое «затихание» или упадок сестрического движения. Произошла смена поколений, смена идеологических взглядов, резко изменились жизненные приоритеты. К 2001-2002 гг.опору сестричеств милосердия составляют христианки 35-45-летнего возраста, молодёжи мало; на смену приходят также женщины зрелого возраста, много знающие, но часто исчерпавшие себя физически. Стоит задача привлечения молодёжи в сестричество. В 2003-2004 гг.прослеживается процесс объединения региональных общин сестер милосердия в ассоциации.

Создание сестричеств наиболее активно идет в крупных городах, имеющих большое количество государственных медицинских и медико-социальных учреждений.

Марфо-Мариинская Обитель милосердия, созданная преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной в 1908 году, в настоящее время она насчитывает около 100 сестер.

Свято-Димитриевское сестричество милосердия, создано в 1991 году, действует при храме благоверного царевича Димитрия. Храм находится при городской клинической больнице №1, где и служат сестры (преимущественно в женском неврологическом отделении). Ведется также патронажная работа. Сестричество насчитывает около 50 сестер и около 20 испытуемых. При храме действует Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Это православное медицинское образовательное учреждение, подчиняющееся тем не менее Комитету здравоохранения Москвы. По окончании учащиеся получают дипломы государственного образца по специальности «сестринское дело». Важно отметить, что в программу обучения включен предмет «духовные основы милосердия».

Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы (1992 г.) при храме святителя Митрофана (около 70 сестер).

Община сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери действует при подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря с 1995 года. Место служения – НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН. Насчитывает около 40 сестер.

Объединения сестер милосердия в общины могут называться по- разному. Смысловой разницы между понятиями «община сестер милосердия» и «сестричество милосердия» не выявляется. Группа милосердия характеризуется как небольшая и юридически не обособленная структура, состоящая из 10-20 человек, действующая при конкретном храме, управляемая священнослужителем и занимающаяся оказанием санитарной помощи в стационарном учреждении здравоохранения. Группу милосердия отличают от родственных понятий «община сестер милосердия» меньший масштаб медицинской деятельности, меньшая четкость структуры, меньшая степень обособленности от прихода конкретного храма.

В сестричествах милосердия духовное окормление присутствует, причем, в отличие от дореволюционного времени, не сестричество себе выбирает в штат священника, а священник создает сестричество при своем храме.

Историческим итогом сестринского дела XVIII – ХХI вв.следует считать разделение таких понятий, как « медицинская сестра» и «сестра милосердия». Первой можно стать за 3-4 года обучения, получив соответствующий государственный диплом и сертификат и занять определенное место в штатном расписании больницы. Чтобы стать сестрой милосердия, этого мало. Еще необходимо стать нравственным и глубоко верующим человеком.

Организационные аспекты деятельности сестричеств подверглись изменениям с прошлого века. Большинство ныне действующих общин не имеет вида монастырей в миру. Их деятельность обычно осуществляется в государственных ЛПУ или, реже, в учреждениях социальной защиты, в которых сестры подчиняются распорядку и правилам соответствующих организаций. Качество и объём медицинских знаний возрос: сестры милосердия учатся на государственных курсах и получают дипломы государственного образца. Пребывание в сестричестве милосердия становится для многих сестер путем воцерковления.

Места труда современных сестер милосердия: альтернативные медучреждения ( религиозные приюты, хосписы, богадельни ит.д.), патронажные альтернативные структуры, государственные медучреждения:
а) в штате госучреждения;
б) вне штата госучреждения на лечебных отделениях в свободное от своей основной работы время;
в) в штате собственно сестричеств милосердия.

Объем труда в том или ином месте служения сестричества зависит от конкретной специфики лечебного учреждения, численности сестричества и взаимоотношений с администрацией ЛПУ, определяющей нуждаемость ЛПУ в помощи сестер милосердия. Уровень системы организации и качество знаний достаточно высоки. Так как современное общество разнородно по своему составу, отношение общественности к служению сестер милосердия неоднозначно: от самого положительного до крайне отрицательного.
Задача нашего сестричества: помогать одиноким, престарелым, заболевшим прихожанам, находящимся дома, в больницах, в домах престарелых, в детских домах и т.д.

Подобные сестричества создаются во многих городах и весях современной России: Кемерово, Новосибирске, Архангельске, Ростове-на-Дону, Новокузнецке и др., в том числе и Томске.

Всего в России 272 сестричеств РПЦ в 83 епархиях, насчитывающих примерно 526 сестер милосердия.

В том числе в нашей Томской епархии 3 сестричества, входящие в Ассоциацию сестричеств милосердия РПЦ :

— сестричество в честь иконы Божией Матери «Умиление» при храме прп. Серафима Саровского г. Северск (образовано в 2007 году), 

— православная патронажная служба святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Отделе по социальному служению и благотворительности (образована в 2008 году),

— сестричество в честь святых Жен-мироносиц при храме иконы Божией Матери «Знамение» г.Томск (образовано в 2013 году).

Начало сестринскому служению в Томской епархии было положено в 1892 году — была создана Томская община сестер милосердия при местном обществе Красного Креста.  Основал эту общину профессор кафедры врачебной диагностики и терапевтической факультетской клиники медицинского факультета Томского  Императорского университета  Михаил Георгиевич Курлов (1852-1932).  Упразднена Курловская община в 1920 году. На сайте Отдела по социальному служению и благотворительности Томской епархии можно прочесть «Исторический очерк деятельности Томской Общины сестер Милосердия, за первое пятнадцатилетие. 1892-1907», написанный основантелем общины М.Г.Курловым.

Добавить комментарий